Вы здесь

Сбербанк монополизирует рынок недвижимости?

Последние недели в риэлторском сообществе идут ожесточенные споры. Поводом послужили недавние шаги Сбербанка, в частности, запуск сервиса «ДомКлик». Новые технологии обещают изменить саму суть риэлторской профессии.

ЗАЧЕМ СБЕРБАНКУ АГЕНТСТВО НЕДВИЖИМОСТИ

На конференции «Инновации рынка недвижимости» глава Сбербанка Герман Греф представил новый интернет-сервис «ДомКлик». На одноименном портале можно удаленно получить одобрение на ипотеку и, более того, провести электронную регистрацию сделки в Росреестре, даже если объект в ипотеку не приобретается. При этом всех присутствующих задела оговорка «мы создали электронное агентство недвижимости». Пусть позже ее и опровергли.

А далее на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным Герман Греф сказал следующее: «Если человек пользовался услугами риэлторов, обычно весь процесс стоил 150 тыс. руб. – от начала до конца, до оформления прав собственности. Сегодня этот процесс стоит примерно 10 тысяч».

СМИ подхватили реплику и стали повторять на разные лады. Например, «Российская газета» перефразировала высказывание так: «Сейчас можно оформить ипотеку онлайн, а в банке только поставить подпись, причем услуги риэлтора будут лишними – большая экономия».

И теперь с трибун региональных площадок Российской гильдии риэлторов (РГР) звучат различные заявления. Вплоть до призыва к риэлторам бойкотировать Сбербанк и его специализированные сервисы. А РГР, мол, обязана всем своим членам буквально рекомендовать такой бойкот в официальной резолюции.

Не нужно считать, что это узкопрофессиональные диспуты. С одной стороны, сегодня Сбербанк контролирует порядка 55% ипотечного рынка и начинает создавать общедоступную базу данных, способную составить конкуренцию буквально всем. Таким образом, выстраивается вертикально-интегрированная структура, стремящаяся охватить полный цикл сделки по приобретению квартиры. И в перспективе появляется угроза, что банк монополизирует рынок недвижимости.

С другой стороны, текущие предложения Сбербанка не имеют явного преимущества. Некоторые ипотечные продукты в линейках конкурентов с определенной точки зрения сопоставимы или даже превосходят сбербанковские условия кредитования. Соответственно, риэлторы способны перенаправить часть клиентского потока в другие банки.

Вряд ли нужно объяснять, что монополизм ни к чему хорошему не приводит. В то же время будущим заемщикам важно, что риэлтор в ходе сделки руководствуется их, а не чьими-либо еще интересами.